Добро пожаловать! Сегодня    Версия для слабовидящих

БАГСУ

БАГСУ ГБОУ ВО Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан

В Лаборатории политического кино обсудили «Завещание мастера»

15 марта в рамках медиа-политологического проекта Лаборатория политического кино БАГСУ в кинотеатре «Родина» состоялась российская премьера фильма известного режиссера-кинодокументалиста Радика Кудоярова - «Завещание мастера». Фильм был представлен автором при организационной поддержке и участии кинокомпании «Райт». Картина рассказывает о жизни и творческом пути легендарного японского художника Итику Куботы. Как отметил во вступительном слове постоянный ведущий Лаборатории Сергей Николаевич Лаврентьев: «Культура является частью политики, сегодня в эпоху масс-медиа культурная политика формирует информационную повестку, вопросы культуры выполняют очень важную роль в общественно-политической жизни».

В этот вечер среди участников и гостей Лаборатории было немало известных личностей, творческих деятелей, организаторов сферы культуры. Особо отметим, что в числе зрителей в зале присутствовали - глава Администрации городского округа город Уфа Ирек Ишмухаметович Ялалов и первый заместитель министра культуры Республики Башкортостан Валентина Владимировна Латыпова, ректор Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан Ильгиз Раянович Кызыргулов. По приглашению организаторов в просмотре также принимал участие аспирант Токийского университета Масатомо Торикаи, изучающий в Уфе вопросы регионоведения и сравнительной политологии.

После завершения просмотра стало понятно, что Итику Куботу неслучайно называют единственным импрессионистом на текстиле - в уникальных рукотворных кимоно он смог объединить по японским меркам необъединяемое и существенно расширить границы текстильного жанра как искусства.

По замыслу авторов в фильме как бы представлены своеобразные циклы жизни мастера, по ходу повествования красочные художественные сюжеты сопровождаются высказываниями крупнейших мировых экспертов в области японской культуры, воспоминаниями людей близко знавших Куботу, его немногочисленных учеников. В качестве экспертов в картине принимали участие также сразу два бывших премьер-министра Японии, Хоширо Мори и Юкио Хатойяма.

Во многом символично что большой творческий путь молодого художника начинался после окончания Второй мировой войной. В 1945 году Итику Кубота попал в число военнопленных и был интернирован в СССР, на территорию восточной Сибири. Именно здесь в России в далекой и чужой для бывшего японского солдата земле Кубота научился видеть прекрасное, казалось бы, там, где его ждали лишь суровые испытания.

Существуя в своем вымышленном художественном мире в предзакатных лучах сибирского солнца, Итику Кубота не прекращал поиск разгадки тайны старых японских мастеров и именно здесь, наконец, приблизился к скрытой под толщей веков древней технологии «цудзигахана». В будущем, это наследие легло в основу собственной школы Куботы. Авторству художника на текстиле принадлежат 80 шедевров японского кимоно. Находясь в постоянном поиске философского смысла происхождения Вселенной и секретов мироздания, он создал роскошную серию картин из нескольких десятков великолепных кимоно, где яркие краски и черно-белая гамма усиливают впечатление от многогранности живописи на ткани, погружая зрителя в состояние восторженного созерцания красоты. Данная серия стала апофеозом творчества Итику Куботы.

После завершения просмотра одним из первых своим мнением о фильме поделился председатель Ассоциации тренеров и консультантов Республики Башкортостан Габдулла Хамитов: «Соотечественники Куботы, выступавшие сторонниками древних канонических традиций изготовления кимоно, не смогли поймать те вибрации, которые он уловил. Поэтому, если взять любые направления, то мы видим, как мир постоянно меняется. Итику Кубота, на мой взгляд, поймал момент перемен и стал рисовать иначе. Раньше, когда я смотрел разные национальные орнаменты в музеях, в том числе башкирские, то смотрел на них спокойно. Сейчас они для меня имеют уже несколько иной смысл – они излучают энергию, которую нужно сохранять и беречь».

Гость кинолаборатории – заслуженный артист России, народный артист Татарстана и Башкортостана Идрис Газиев рассказал о своем впечатлении: «В первую очередь я хотел бы выразить слова благодарности режиссеру Радику Кудоярову. Удивительный дар видеть ручеек, снежинки и отобразить их так мастерски - получилось, словно эхо творений великого художника. Я человек музыкальный и настолько все это меня сегодня тронуло. Здесь очень много музыки. Кинокартина вся музыкальная, проникнута симфонизмом, она лейтмотивная. Все это дополнено удивительной природой Японии».

О проблеме утраты художественного и культурного наследия высказался декан художественно-графического факультета БГПУ и руководитель Центра художественного войлока Талгат Масалимов: «Уже было сказано по поводу народных искусств, и в Башкортостане, например, таковым можно считать традиционное народное искусство войлока. В регионе существует единственный Центр художественного войлока. Вот мы спрашиваем, почему японцы не смогли выкупить коллекцию Куботы? У нас подобная ситуация происходит с войлоком и это не способствует повышению культурного уровня. Спасибо автору, что эти вопросы поднимаются сегодня своевременно».

Отвечая на вопросы аудитории, Радик Кудояров поблагодарил всех собравшихся за участие в просмотре и обсуждении фильма и отметил, при этом в частности, что в картине особое место он отводил музыкальной составляющей (в фильме звучит знаменитая советская песня «Журавли», исполненная на японском языке). Также, режиссер поведал зрителям о том, что после окончания работ над картиной, ему сложно было расставаться с Итикой Куботой и он обдумывает дальнейшие варианты работы с историей жизни мастера.

В заключение модератор мероприятия Сергей Николаевич Лаврентьев проанонсировал следующий лабораторный кинопоказ – документальный фильм режиссера Арнона Гольдфингера «Квартира», который будет проходить 13 апреля 2017 года в рамках Недели немецкого кино в Уфе.

Обзор фотографий

Николай Евдокимов, Камилла Тимашева, Сергей Севастьянов

Фотографии предоставлены фотокорреспондентом Булатом Гайнетдиновым.